РОМАНТИК ИЗ УХТЫ. Ефим ЗБРУЕВ. Газета «МК» - раздел «Звуковая Дорожка»от 04 мая 1990 г.
Публике всегда нужны свои герои. Очень тяжело взять верх, очень трудно удержаться на вершинах хит-парадов, очень трудно, неимоверно трудно остаться там хотя бы на месяц.
Похоже, у девочек и мальчиков Страны Советов появился Новый Герой. Девочки любят его за то, что он красив, молод и поет песни, понятные им, словно бы про них самих написанные. А мальчики не видят в нем конкурента, потому что он заставляет девочек любить этих самых мальчиков чуть-чуть сильнее и нежнее, видеть в них своих единственных, неповторимых… Да и не только мальчики и девочки любят своего Нового Героя. Тысячи и тысячи звонков и писем со всех концов страны говорят нам о том, что проблемы, о которых поет новая восходящая звезда поп-музыки, близки и понятны людям всех возрастов. Наибольшее количество писем приходит от женщин. Это и неудивительно.
Коротко для справки. Андрей Державин, 22 года, композитор, мульти-инструменталист, певец и актер – руководитель группы «Сталкер», недавно решивший начать сольную карьеру, но продолжающий руководить группой. Кто он ?
Родился Андрей в городе Ухте Коми АССР. Родители – интеллигенты воспитывали его так, что он с младенческого возраста понял – людей надо любить. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, но это осталось в нем навсегда. Забегая вперед, можно сказать, что все, чему учили его с детства, нашло свое отражение в его творчестве, которое, кстати говоря, началось еще с детского сада. Мама Андрея любит вспоминать такой случай. В возрасте трех лет на одном из музыкальных занятий Андрей отказался петь вместе со всеми какую-то новую песню. Вечером музыкальный руководитель и воспитатель сделали пришедшей за Андрюшей маме замечание, мол, не слушается ваш ребенок, капризничает.
В чем дело, Андрей ?» - поинтересовалась мама. Сначала долго не могли добиться от него ответа. Все разрешилось очень просто: мальчик подошел к стоящему в углу фортепиано и довольно быстро проиграл какую-то легкую мелодию. «…А она нам неправильно играет…», - заявил он, показывая на музыкального руководителя. И действительно, оказалось, что та играла немножко неправильно. В музыкальной школе у него обнаружили абсолютный слух. Нельзя сказать, чтобы был он, как говорят, «примерным маменьким сынком», но чувство ответственности, заложенное родителями, помогло ему окончить с отличием музыкальную школу. В обычной школе была у него склонность к точным наукам: математике, физике. В пятом классе он впервые пришел в школьный ансамбль и до десятого класса оставался бессменным лидером школьной группы. Затем – все как обычно. Поступление в институт – и уже институтская группа, которая отнимала больше времени, чем основная. Впрочем, вряд ли кто-нибудь может точно сказать, какая была для него основной.
Восьмидесятые годы – расцвет эпохи синтезаторов. Новые звуки, новые возможности – это для тех, кто хочет идти вперед, а не стоять на месте. И опять случай. В руки Андрея попадает журнал «Кейборд» (клавишник). В принципе это решило все. Вскоре у него появляется первый инструмент – достаточно старая, но очень верная модель – синтезатор «МУГ». Для хорошего пианиста и математика, к тому же хорошо владеющего английским языком, начинают открываться новые возможности. Время требует новой музыки. И вот уже «МУГ» уступает место «Роланду». Андрей начинает искать свое в мире струн, клавишей. Первые опыты неожиданно оказались довольно удачными.
Избрав своим направлением электронику, Андрей ищет выход на своего слушателя. Текстами к песням помог друг, учившийся с ним в одном институте, - Сергей Костров.
Все получилось так, как этого хотел Андрей, и новоявленный композитор занимает прочное место среди отечественных кумиров легкого жанра. Впрочем, оставим слово «легкого» на совести музыкальных критиков. Время берет свое, и «колбасные протесты», социальные тусовки на тему музыки постепенно выходят из моды. Да и во всем мире ощущается заметный перевес в сторону просто красивой музыки, а уж в этой области Андрей Державин чувствует себя как рыба в воде.
И если у вас возникли сомнения, то послушайте его песни – и вы еще раз убедитесь, что так оно и есть. Постепенно набирающего всесоюзную популярность молодого исполнителя приглашают на работу в Сыктывкарскую филармонию. Со второго раза Андрей дает свое согласие и становится профессиональным артистом. Встает вопрос гастролирующего коллектива. Так появилась на свет группа «СТАЛКЕР», кстати, опередив в выборе названия всех остальных «Сталкеров», пользующихся популярностью Андрея. К этому времени в творческом арсенале Андрея были два магнитоальбома: «Звезды»(1986 г.) и «Новости из первых рук» (1988 г.). Андрей написал всю музыку, все аранжировки, сыграл и запрограммировал все партии, снял и все это собственноручно свел в домашней студии. Это дало ему хорошую практику в обращении с современной электронно-компьютерной техникой.
Кстати, по отзывам компетентных в этом деле людей, Андрей в настоящее время самый молодой, опытный и многообещающий программист, аранжировщик и творец в области электронной музыки. Третий свой альбом Андрей записывал в студии Александра Кутикова, который стал саун-продюсером материала. Если верить Александру – а ему можно верить ! Уверяю вас, что звуком, которым сработан альбом, не обладает ни один поп-коллектив в стране. Музыка стала еще наряднее, а аранжировки и саунд уехали далеко за границы общемассовой «попсы». Альбом был назван «Жизнь в придуманном мире». Песня с этим названием открыла хит-парад популярной московской дискотеки «Легкий Бум», а популярность таких песен, как «Когда ты уйдешь» и «Три недели», поистине была мгновенной и ошеломляющей. Можно абсолютно точно предсказать, что хит «Три недели» этим летом будет стоять в верхнем ряду всех хит-парадов. Не успокоившись на этом, восходящая звезда отечественной поп-музыки три месяца назад пишет новый шлягер «Не плачь, Алиса!», по многим недавним хит-парадам вошедший в десятку лучших песен.
Круг музыкальных интересов Андрея Державина не ограничивается узкими рамками. Совсем недавно он как клавишник и программист принял участие в записи сольного проекта Александра Кутикова, охотно сотрудничает с другими известными исполнителями, пишет музыку для телевидения и радио…